Skip to main content

Бережливое управление в образовании

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счёт сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.

Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.

Бережливые технологии в образовательных организациях — это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворённости потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.

Внедрение бережливых технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счёт следующих задач:

  • организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
  • разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
  • организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
  • улучшить материально-техническую базу;
  • внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
  • развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
  • развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
  • внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.

Наиболее распространённые в образовательных организациях инструменты бережливого производства:

  • стандартизация;
  • организация рабочего пространства;
  • визуализация;
  • канбан (доска задач)

Нормативные документы

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные положения и словарь

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные методы и инструменты

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Визуализация

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Стандартизация работы

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Поток создания ценности

Методические рекомендации

Приказ 399-а от 02.04.2024 г. «О проведении месячника „Бережливое управление в образовании“

Смотреть

Приказ № 398-а от 02.04.2024 г. «Об утверждении плана мероприятий („Дорожная карта“) по внедрению бережливого управления в муниципальных образовательных организациях муниципального образования город-курорт Анапа»

Смотреть

Информационно-методические материалы «Основы бережливого управления»

Смотреть

Производственная система «Росатома». Картирование процессов

Смотреть

Пособие для самостоятельного изучения: Производственная система Росатома. Базовый курс

Смотреть

Производственная система «Росатома». Система 5С

Смотреть